Научно-терапевтический центр
профилактики и лечения
психоневрологической инвалидности

ИЗДАНИЯ И ПРОГРАММЫ

Вниманию: психологов, педиатров, детских неврологов, педагогов, дефектологов, психиатров! В нашем Центре разрабатываются и применяются формализованные и компьютеризированные психодиагностические методики >>
Новые книги

Иллюстрированная неврология развития

Книга посвящена проблемам формообразования структур нервной системы, нормального и аномального нейроонтогенеза, роли генетических и молекулярных процессов. >>

Коммуникация и ее нарушения в детском возрасте

Посвящена проблеме формирования коммуникативных функций у ребенка и нарушениям коммуникации при нарушениях нервно-психического развития в детском возрасте >>

Нарушения двигательной коммуникации и их коррекция

посвящен природе нарушения двигательной коммуникации детском возрасте, этиологии и патогенезу ДЦП >>

Альманах "Исцеление" 8 выпуск

Представляем Вашему вниманию Восьмой выпуск Альманаха "Исцеление" >>

 

 

Оглавление

Возможности существенного улучшения состояния детей с нарушениями развития психоневрологических функций на фоне терапии в НТЦ ПНИ

Скворцов И.А., Степанянц О.В.

В основе функциональной недостаточности у детей с нарушениями развития мозга, как правило, лежит дефицит нервных клеток, неразвитых или разрушенных во внутриутробном, родовом или раннем послеродовом периодах. Учитывая, что новые нервные клетки практически не образуются после рождения, восполнить этот дефицит и нормализовать психоневрологические функции теоретически можно было бы путем трансплантации в пораженный отдел мозга стволовых клеток, которые способны трансформироваться, принимая на себя структурные и функциональные характеристики, присущие «местным» нейронам этого отдела мозга. Однако техническое осуществление этой задачи  пока очень далеко от реализации, да и отдаленные результаты трансплантации стволовых клеток свидетельствуют о возможности тяжелых осложнений (отторжение трансплантата, воспалительная реакция на него, образование тератом). Другой путь – стимуляция сохранных или незначительно поврежденных нейронов, побуждение их к завершению процесса миграции (размещения в мозге), клеточному росту, образованию новых отростков и новых связей с другими нервными клетками.

Таким образом, можно отметить следующие пути компенсации ранней функциональной психоневрологической недостаточности в детском возрасте:

  • Трансплантация в ЦНС ростовых факторов с эмбриональной тканью. Минусы: хирургический доступ, опасность инфицирования, тканевая несовместимость.
  • Трансплантация в ЦНС стволовых клеток. Минусы: незавершенная отработка технологии приготовления, хирургический доступ, тканевая несовместимость, воспалительная реакция, развитие тератом.
  • Активизация собственных пластических потенций детского мозга: стимуляция сохранных или незначительно поврежденных нервных клеток, побуждение их к завершению процесса миграции, клеточному росту, запуску аксодендритного ветвления.

Как известно, в детском возрасте еще не до конца дифференцированы нервные центры, и клетки коры мозга пока полифункциональны, не связывают себя с одной конкретной задачей и сохраняют значительную потенциальную способность переключения на выполнение функций соседних корковых зон. Обогащение нейрональной сети за счет развития дендритного дерева относительно ограниченного количества сохранившихся нейронов, увеличение межнейрональных связей может компенсировать отсутствие части нервных клеток. Этим обеспечивается феномен компенсации с восстановлением (или развитием впервые) ранее отсутствовавших, задержанных в развитии или нарушенных функций. На этом основывается реабилитационная работа Научно-терапевтического центра по профилактике и лечению психоневрологической инвалидности (НТЦ ПНИ).

НТЦ ПНИ проведит лечение и реабилитацию больных с нарушениями развития психоневрологических функций: двигательных (детский церебральный паралич, минимальная статико-моторная недостаточность), перцептивных (зрительного, слухового, тактильного восприятия), интеллектуальных и речевых (задержки психоречевого развития, умственная отсталость), коммуникативных (детский аутизм, аутистические синдромы). Реабилитационное лечение проводится по ранее разработанной нами комплексной методике (Скворцов И.А. с соавт., 1989). Она включает метамерную фармакотерапию, направленную на стимуляцию нейронального метаболизма, которая осуществляется инъекционно или безыгольно (с помощью точечного микроэлектрофореза и глубокого фармакомассажа). Используемые при метамерной фармакотерапии препараты гидролизатов мозга (австрийский церебролизин, отечественный церебролизат), а также их  пептидные фракции (полученные методом обращенно-фазовой высокоэффективной жидкостной хроматографии) оказывают многостороннее влияние на нервную клетку и функциональные системы, активизируют синтез ДНК и белка в нейронах и структурах мозга и оказывают ростстимулирующее действие.

Одновременно проводится форсированная сенсорная стимуляция основных анализаторных систем, способствующая воссозданию или восстановлению в функциональных системах мозга «образов» двигательных, зрительных, слуховых, речевых и других поведенческих реакций. Так, восстановление шагового автоматизма обеспечивается не стимуляцией отдельных мышечных групп, а имитацией ползания и ходьбы, восстановление зрительного восприятия – воздействием света для выработки вначале фиксации взора на свете, затем реакции прослеживания, а в дальнейшем – различения формы и цвета предметов. В 1991 году разработанная комплексная методика одобрена Минздравом России и рекомендована к применению в регионах страны.  

В сочетании с направленной сенсорной стимуляцией анализаторных систем мозга метамерная фармакотерапия способствует росту нейронов, развитию дендритного дерева, формированию новых межнейрональных связей, перестройке функциональных систем, запуску или восполнению незавершенной или недостаточной нейрональной миграции. Эти два компонента комплексной терапии неразрывно связаны. Метамерная фармакотерапия создает потенцию, готовность мозговых структур, функциональных систем к перестройке, но создание нормативной функции взамен аномальной может произойти только путем освоения этими системами новых поведенческих образов.

В Центр принимаются больные в возрасте от 1мес. до 15 лет с детским церебральным параличом, детским аутизмом, задержкой психомоторного, перцептивного, коммуникативного, психоречевого развития, с вегетативно-сосудистой дистонией, минимальной мозговой дисфункцией, генетическими синдромами сочетанными с нарушением психомоторного, речевого и коммуникативного развития. Дети находятся на лечении вместе с одним из родителей. С момента поступления начинается обследование и лечение больного.

При поступлении и в динамике курсовой терапии все пациенты проходят диагностические исследования в кабинете функциональной диагностики, оснащенном компьютеризированным комплексом (электроэнцефалограф, электронейромиограф, аппарат для исследования зрительных, слуховых и соматосенсорных вызванных потенциалов, для проведения диагностической и лечебной транскраниальной и трансвертебральной магнитной стимуляции структур головного и спинного мозга). В специально оборудованном процедурном кабинете проводится метамерная фармакотерапия – инъекционная и безыгольная (с помощью аппарата точечного микроэлектрофореза) с введением биологически активных препаратов по индивидуально определяемым сегментарным невромерным, миомерным и склеромерным зонам.

В массажном кабинете методисты по ЛФК и массажу проводят ребенку процедуры массажа и лечебной физкультуры, антиспастической и тонизирующей электромиостимуляции, а также обучают родителей методике склеромерного массажа, который позволяет уменьшить мышечную спастичность и улучшить трофику мышц. Овладев навыком склеромерного массажа, родители самостоятельно производят его на протяжении всего пребывания ребенка дома в межкурсовом периоде. Они также обучаются основным приемам для восстановления шагового рефлекса, освоения навыков правильной ходьбы.

В психологическом кабинете все поступающие дети проходят психоневрологическую оценку «профиля развития» и нейропсихологическое обследование по компьютеризированным методикам, разработанным в НТЦ ПНИ, по результатам которых в соответствии с выявленными нарушениями разрабатывается и ежедневно проводится психокоррекционная и педагогическая работа. В логопедическом кабинете проводится распознавание характера нарушения развития импрессивной и экспрессивной речи, оральной моторики, а также ежедневная логопедическая коррекция.

Психокоррекционная работа проводится психологом, логопедом и педагогом-корректором по индивидуально разработанной программе, включающей оральную и мануальную лечебную гимнастику, занятия с применением специальных приспособлений и тестовых таблиц, рисунков, вышивки, лепки, а также занятия на компьютерах. Большое значение нами придается развитию игровой деятельности ребенка, как при прямом контакте с медицинским сотрудником, так и с использованием компьютерных игр различной степени сложности и возрастной адресованности.

Важная роль в обеспечении результативности терапии принадлежит объективному мониторингу состояния ребенка на фоне лечения: неврологическое обследование, психологическое определение «профиля развития» ребенка, нейропсихологическое картирование высших психических функций, повторные электроэнцефалографические, электронейромиографические исследования, определение вызванных потенциалов мозга, осмотры логопеда, психиатра, генетика.

После проведенного курса стимулирующей терапии индивидуально каждому больному для продолжения лечения дома назначается медикаментозная терапия (сосудистые, ноотропные, трофотропные препараты и др.), массаж, ЛФК, а также дополнительное обследование (МРТ и КТ мозга, консультации кардиолога, эндокринолога, нефролога и т.п.). Курсы лечения могут проводиться повторно с различными интервалами, зависящими от тяжести состояния ребенка и динамики его развития и определяемыми врачами.

За 20 лет работы НТЦ ПНИ в нем успешно пролечено более 7 тысяч детей. У сотен детей с нарушениями развития движений, восприятия, интеллекта, речи, коммуникации восстановлены или значительно улучшены двигательные функции, зрение, слух, уменьшены явления интеллектуальной недостаточности, аутизма. Динамика восстановления психоневрологических функций на фоне реабилитационной терапии имеет несколько этапов и зависит от функциональных и структурных процессов, лежащих в его основе, и врачу-реабилитологу важно понимать, какие процессы и механизмы лежат в основе функционального улучшения на каждом этапе.

В этом отношении показательны проведенные в НТЦ ПНИ клинические, электрофизиологические и морфологические исследования в процессе лечения больных с нарушениями формирования мозговых структур, а также с задержками развития двигательных, интеллектуальных, речевых, коммуникативных функций, зрительного и слухового восприятия. Нейровизуализация выявляет у детей с нарушениями развития психоневрологических функций морфологические изменения, связанные с повреждением или дисгенезией мозговых структур.

Опыт работы Центра свидетельствует о возможности достигнуть не только функционального улучшения, но и восстановления морфологии нервной системы на фоне проводимой реабилитационной терапии. На фоне проводимой комплексной стимулирующей терапии у детей с детским церебральным параличом относительно нередко удается выявить положительные изменения и в морфологической картине мозга при повторном компьютерном рентгеновском и магнитно-резонансном исследовании. Уменьшаются явления гипоплазии полушарий мозга, изменений белого вещества, стимулируется задержанная миграция нейронов, улучшается трофика вещества мозга, увеличивается объем мозолистого тела.

Так, в Центре проходили лечение несколько детей с лиссэнцефалией, заболеванием, в основе которого лежит незавершенность нейрональной миграции. Нервные клетки, направляющиеся из околожелудочкового перивентрикулярного пространства для размещения в коре головного мозга, как бы останавливаются на полпути и часть их не доходит до поверхности полушарий мозга. В результате слой коры становится широким и как бы «размытым», извилины не образуются, поверхность полушарий – гладкая, без борозд и извилин (лиссэнцефалия – гладкий мозг). Это хорошо видно при компьютерной и магнитно-резонансной томографии головы.

Обычно такой ребенок грубо отстает в своем развитии, не овладевает самыми элементарными двигательными и психоречевыми навыками. На фоне проведенных нами курсов лечения отмечались значительные улучшения в состоянии детей, у них появились новые функциональные возможности: овладевали навыками держать голову, сидеть, ходить с поддержкой, захватывать пальцами предметы и манипулирует с ними, понимать элементарные речевые обращения, узнавать и показывать некоторые  предметы и картинки. Существенно улучшаются корковые зрительные вызванные потенциалы. Уже через несколько месяцев после начала лечения на компьютерной томограмме мозга могут появиться признаки запуска нейрональной миграции, с дифференцировкой и уменьшением толщины слоя коры, началом образования извилин, увеличением объема мозолистого тела.

Таким образом, разработанная в НТЦ ПНИ комплексная методика позволяет не только обеспечить улучшение в состоянии больного ребенка, но и вызвать структурное «дозревание» мозга, что манифестирует улучшением его трофики, нормализацию соотношения белого и серого мозгового вещества, активацию созревания мозолистого тела. Иными словами, при лиссэнцефалии, обусловленной незавершенностью нейрональной миграции, проводимое лечение помогает как бы продолжить и завершить за Природу то, что она не смогла осуществить в положенные сроки.

***

Со времени организации нашего Центра в 1990 г. пролечено более 7 тысяч больных, поступивших из различных регионов России, ряда зарубежных стран (Азербайджан, Белоруссия, Вьетнам, Германия, Грузия, Израиль, Казахстан, Латвия, Македония, Молдавия, Сербия и Черногория, США, Узбекистан, Украина и др.). Проведено более 19 тысяч курсов лечения, в среднем каждый больной прошел 2-3 курса лечения в Центре. Наиболее тяжелые больные прошли до 5-ти и более курсов. Около 60% пациентов составили больные с детским церебральным параличом, 15% – больные с задержками психоречевого развития, аутистическими синдромами, умственной отсталостью, 25% – прочие, включая пороки развития нервной системы, наследственные заболевания и синдромы. С целью приближения лечения к местам жительства пациентов, нами обучено комплексной реабилитационной методике, применяемой в НТЦ ПНИ, более 30 специалистов из различных городов России, где были организованы региональные филиалы, многие из которых успешно функционируют и в настоящее время.

Положительные результаты лечения детей с ДЦП в НТЦ ПНИ проявляются в виде нормализации профиля развития психоневрологических функций с восстановлением вертикальной позы и походки, уменьшением нарушений координации, восстановлением слуха и остроты зрения, улучшением импрессивной и экспрессивной речи, письма, нормализацией электроэнцефалограммы и вызванных потенциалов мозга.

В Центре успешно пролечены десятки детей с ДЦП и аутизмом, но также с нарушениями развития зрительного и слухового восприятия, врожденным снижением зрения и тугоухостью. Восстановление зрения и слуха у них подтверждается и субъективно, и объективными методами исследования – определением остроты зрения, аудиографией, изучением зрительных и слуховых вызванных потенциалов мозга. Так, у девочки с врожденной слепотой, впервые поступившей на лечение в Центр в возрасте полугода, после первых курсов появилось и затем стало развиваться зрительное восприятие. В 3-4 года стала видеть даже мелкие предметы и легко манипулировать ими (маковые зерна, семена), а также смогла различать цвета и рисовать цветными карандашами. Рано научилась читать и писать. Перед поступлением в массовую школу сохранялась лишь нечеткость видения на расстоянии (например, на классной доске).

В качестве иллюстрации приводим несколько примеров.

Вика Б., 28.12.04.года рождения,  прошла 6 курсов лечения в НТЦ ПНИ с 11.2007 года по 10.2009 года.

Поступила с диагнозом: Последствия внутриутробного гипоксически-ишемического поражения ЦНС. Перивентрикулярная энцефалопатия с выраженной дисмиелинизацией белого вещества и гипоплазией передних отделов лобных, височных долей, червя мозжечка. Корковая дисплазия. Дисплазия коры мозжечка. Расширение желудочковой системы (рис. 2). Нарушение двигательного, психоречевого развития. ДЦП, атонически-атактическая форма. ЗПРР. Гипертензионно-гидроцефальный синдром.

Рис. 1. Вика Б. развитие ребенка от первого до пятого курса лечения в НТЦ ПНИ.

Жалобы при поступлении на задержку двигательного, психоречевого развития. Девочка самостоятельно не стояла, не ходила. Ходила с поддержкой за две руки, отмечалась выраженная дискоординация движений, шаткость походки. В речевом развитии были отдельные слова, слоги. Интеллектуальное и перцептивное развитие в пределах возраста (рис. 1).

Дополнительное обследование: ЭЭГ: с обеднением альфа-активности, высоким индексом медленно-волновой активности и сглаженностью зональных различий. Зрительные ВП: регистрировались с выраженной задержкой проведения неспецифической зрительной афферентацией на периферическом уровне с двух сторон. Слуховые ВП: признаки грубого нарушения внутристволового проведения слуховой афферентации с двух сторон. Соматосенсорные ВП: латентности корковых пиков и время центрального соматосенсорного проведения увеличены с двух сторон (рис. 3).

Рис. 2. Вика Б. Слева МРТ головного мозга до лечения (перивентрикулярная энцефалопатия с выраженной дисмиелинизацией белого вещества и гипоплазией передних отделов лобных, височных долей, червя мозжечка, расширением желудочков, дисплазия коры), справа МРТ головного мозга через три года на фоне лечения (уменьшение явлений перивентрикулярной энцефалопатии, корковой дисплазии).

После проведения пяти  курсов лечения состояние ребенка значительно улучшилось: девочка стала уверенно ходить самостоятельно, уменьшилась дискоординация движений, значительно увеличился словарный запас, появилась фразовая речь, стала петь песни, рассказывать  стихи.

Дополнительное обследование: ЭЭГ: значительно улучшилась структурная и пространственная организация биоэлектроактивности мозга. Зрительные ВП: улучшилась форма ответа, укоротились латентности корковых пиков. Слуховые ВП: улучшилось проведение слуховой афферентации на уровне среднего мозга. Соматосенсорные ВП: при регистрации с нервов верхних и нижних конечностей регистрируются все компоненты ответов.

Рис. 3. Динамика показателей ВП на фоне лечения: слева – до лечения, справа – через два года. Сверху вниз: зрительные ВП, коротколатентные слуховые ВП, соматосенсорные ВП с рук (справа и слева).

Софья  Г. прошла 7 курсов лечения в НТЦ ПНИ с 09.2006 года по 05.2009 год.

На первый курс лечения поступила в возрасте 1 года. Диагноз при поступлении: Перинатальное поражение ЦНС. Перивентрикулярная энцефалопатия с дисмиелинизацией,  асимметричным расширением желудочковой системы, дистопией мозгового вещества в просвет желудочков, гипоплазией ствола мозга, мозолистого тела и коры головного мозга (рис. 4). Микроцефалия. Нарушение двигательного, психоречевого, коммуникативного развития. ДЦП, дистоническая форма. Микросомия? Status displasticus. ЗПРР. Аутистикоподобный синдром.

При поступлении у ребенка отмечалась выраженная задержка в развитии всех функций. Ребенок самостоятельно не садилась, не стояла, не ходила. В коммуникативной сфере: отмечались реакции игнорирования различных раздражений, контакт был затруднен, не эмоциональна, редко улыбалась, на имя отзывалась не всегда (рис. 5).

Рис. 4. Софья Г. Сверху – МРТ головного мозга до лечения (перивентрикулярная энцефалопатия, гипоплазия передних отделов лобных, височных долей, расширение задних рогов боковых желудочков, дисплазия коры), справа – МРТ головного мозга через три года на фоне лечения (уменьшение явлений перивентрикулярной энцефалопатии, корковой дисплазии).

Рис. 5. Софья Г. Развитие ребенка от первого до шестого курса лечения в НТЦ ПНИ.

Проведено дополнительное обследование: ЭЭГ: с признаками обеднения формирования параметров корковой ритмики. Вызванные потенциалы: Зрительные ВП: выраженная задержка зрительного восприятия. Слуховые ВП: признаки нарушения проведения слуховой афферентации с двух сторон. Соматосенсорные ВП: регистрируются сниженные по амплитуде компоненты ответа.

     После третьего курса лечения, у ребенка отмечалась выраженная положительная динамика в двигательном развитии. Девочка стала садиться самостоятельно, активно ползать, ходить с поддержкой за две руки и вдоль стенки. В эмоционально-коммуникативном развитии: стала лучше понимать обращенную речь, выполнять простые инструкции (отдай, положи), увеличилась познавательная активность, стала больше интересоваться окружающими предметами, эмоции стали более дифференцированными.

Дополнительные обследования: ЭЭГ: отмечалась положительная динамика, в виде улучшения регистрации параметров корковой ритмики с более выраженной структурной и пространственной организацией. Зрительные ВП: положительная динамика в виде улучшения формы ответа. Слуховые ВП: улучшилось проведение слуховой афферентации на уровне среднего мозга. Соматосенсорные ВП: наросла амплитуда коркового ответа (рис. 6).

Рис. 6. Софья Г.  Динамика показателей ВП на фоне лечения: слева – до лечения, справа – через 2,5 года. Сверху вниз: зрительные ВП, коротколатентные слуховые ВП, соматосенсорные ВП с рук (справа и слева).

После проведения шестого курса лечения, у ребенка, отмечалась значительная положительная динамика по всем показателям развития. Девочка стала самостоятельно ходить, бегать, садиться, подниматься по лестнице без поддержки. Стала  активной, эмоциональной, с удовольствием стала играть с детьми, появилась сюжетная игра, формируются навыки самообслуживания. Расширился активный и пассивный словарный запас, улучшилось понимание и выполнение простых инструкций, активизировались звуки, появились отдельные слова.

На ЭЭГ: значительно улучшилась структурная организация биоэлектроактивности мозга. Зрительные ВП: улучшилась форма ответа, укоротились латентности коркового ответа. Слуховые ВП: улучшилось проведение по стволу с двух сторон. Соматосенсорные ВП: наросли амплитуды коркового ответа (рис. 6).

Анна Ж. прошла 4 курса лечения в НТЦ ПНИ с 08.2007 года по 10.2008 год.

Первый курс лечения в возрасте 7 месяцев. Поступила с диагнозом: Последствия внутриутробного и перинатального поражения ЦНС. Выраженная гипоплазия передних отделов полушарий и переднего отдела мозолистого тела. Корковая дисплазия. Энцефаломиелодисплазия. Атонически-астатический синдром. Гипертензионно-гидроцефальный синдром. Дисплазия тазобедренных суставов.

Рис. 7. Аня Ж. Развитие ребенка от первого до четвертого курса лечения в НТЦ ПНИ.

Жалобы при поступлении: на задержку двигательного развития: самостоятельно не сидела, отмечалась плохая опора на стопы (рис. 7).

Дополнительное обследование: ЭЭГ: умеренная задержка формирования параметров корковой ритмики. Зрительные ВП: нарушение внутристволового проведения слуховой афферентации с двух сторон. Соматосенсорные ВП: корковые ответы не дифференцировались (рис. 8).

Рис. 8. Аня Ж. Динамика показателей ВП на фоне лечения: слева – до лечения, справа – через 1,5 года. Сверху вниз: зрительные ВП, коротколатентные слуховые ВП, соматосенсорные ВП с правой руки.

После первого курса лечения отмечалась положительная динамика: девочка стала сидеть самостоятельно, активно ползать, вставать у опоры. В речевом развитии появились новые звуки и звукосочетания, увеличился интерес к игрушкам, к общению.

 На ЭЭГ: улучшились параметры корковой ритмики. ЗВП: наросли амплитуды корковых ответов. Слуховые ВП: улучшилось проведение слуховой афферентации на уровне среднего мозга. Соматосенсорные ВП: улучшилась форма периферических ответов.

После четвертого курса лечения девочка стала уверенно стоять и ходить самостоятельно, значительно расширились навыки самообслуживания. Интеллектуальное и речевое развитие соответствует возрасту (рис.7).

Картина ЭЭГ: в пределах возрастной нормы. ЗВП: значительно улучшилась форма ответа и уменьшились латентности. Слуховые ВП: регистрируются все основные компоненты ответа. Латентности не изменены. Соматосенсорные ВП: наросли амплитуды периферических ответов (рис. 8).

Хилари И. прошла 6 курсов лечения в НТЦ ПНИ с 09.2006 года по 10.2008 года. Первый курс в возрасте 2 лет. Диагноз при поступлении: Внутриутробное и постнатальное поражение ЦНС гипоксически-ишемического генеза. Перивентрикулярная энцефалопатия с гипоплазией лобного, височного отделов коры, мозолистого тела. Относительная микроцефалия. Нарушение двигательного, психоречевого развития. ДЦП, спастический тетрапарез. Подвывихи тазобедренных суставов. ЗПРР.

Жалобы при поступлении на задержку двигательного, психоречевого развития. Девочка самостоятельно не сидела, не стояла, не ходила. Мелкая моторика кистей рук отставала. В речевом развитии отмечалась задержка экспрессивной речи: фразовой речи нет (рис. 9).

Рис. 9. Хилари И. Развитие ребенка отпервого до шестого курса лечения в НТЦ ПНИ.

Дополнительное обследование: ЭЭГ: выраженное обеднение корковой ритмики. ЗВП: регистрировались только периферические компоненты ответа. Отмечалась выраженная задержка латентности коркового пика. Слуховые ВП: признаки нарушения проведения слуховой афферентации с двух сторон. Соматосенсорные ВП: выделяются все компоненты ответа, отмечается снижение амплитуд коркового ответа.

Рис. 10. Хилари И.  Динамика показателей ВП на фоне лечения: слева – до лечения, справа – через 1 год 9 мес. Сверху вниз: зрительные ВП, коротколатентные слуховые ВП, соматосенсорные ВП справой руки.

После проведения третьего курса лечения у девочки значительно улучшилась вертикализация, опора на стопы, стала уверенно ходить с поддержкой за одну руку, кратковременно стоять самостоятельно, увеличился объем движений в руках, улучшилась мелкая моторика кистей рук. В речевом развитии появилась фразовая речь, улучшилось звукопроизношение.

ЭЭГ: улучшились параметры корковой ритмики. ЗВП: улучшилась форма ответа. Слуховые ВП: улучшилось проведение слуховой афферентации на уровне среднего мозга. Соматосенсорные ВП: увеличилась амплитуда коркового ответа.

После 6 курса лечения девочка стала стоять и ходить самостоятельно, улучшилась координация движений, расширились навыки самообслуживания, увеличилась речевая активность, значительно расширился активный и пассивный словарный запас.

Дополнительное обследование: ЭЭГ: значительная положительная динамика в виде улучшения параметров корковой ритмики. ЗВП: укоротились латентности корковых пиков, значительно улучшилась форма ответа. Слуховые ВП: улучшилось проведение слуховой афферентации на уровне среднего мозга. Соматосенсорные ВП: увеличилась амплитуда корковых пиков с двух сторон (рис. 10).

Юлия Е. прошла 8 курсов терапии. Поступила на 1-й курс в 2 года 2 мес. Диагноз: Последствия гипоксически-ишемического поражения ЦНС. Перивентрикулярная энцефалопатия с гипоплазией мозолистого тела, асимметричным расширением желудочковой системы S>D, дистопией мозгового вещества в просвет желудочков. Очаговым изменением плотности мозгового вещества в левом полушарии на уровне теменной доли. Нарушение двигательного, речевого развития. ДЦП, правосторонний гемисиндром. Диспраксия. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Дизартрия.

Жалобы при поступлении: на задержку статикомоторного развития. Походка гемипаретическая, диспраксия. Мелкая моторика кистей рук недостаточная, хуже слева.

Из анамнеза: ребенок от первой беременности, угроза выкидыша на 13-16 неделе беременности. Роды в срок, слабая родовая деятельность, длительный безводный период. Состояние при рождении тяжелое, асфиксия, оценка по Апгар 4\5 баллов, реанимационные мероприятия, ИВЛ в течение 3 дней. Раннее развитие: голову держит с 2 месяцев, сидит с 7 месяцев, начала ходить с 1 года 2 мес.

В неврологическом статусе: в сознании, активная, двигательно расторможена, внимание концентрирует недлительно. Менингеальных знаков и судорог нет. ЧМН: гиперсаливация, сглаженность носогубной складки справа. Мышечный тонус повышен по спастическому типу в плечевом, тазовом поясе, сгибателях верхних конечностей, разгибателях нижних конечностей, больше справа. Легкая пронаторная установка правой кисти, рекурвация правого коленного сустава. Сухожильные рефлексы повышены D>S. Патологические знаки с двух сторон. Общая дискоординация движений. болевая, температурная чувствительность сохранена.

Рис. 11. Юля Е. Развитие ребенка от первого до восьмого курса лечения в НТЦ ПНИ.

Психологическое обследование: задержка в развитии мелкой моторики (акцент справа): мало включает правую руку в работу, захват слабый, нет щипкового захвата справа; задержка в развитии экспрессивной речи (мало повторяет слова за взрослым, нет двухсловных предложений). Развитие перцептивных, интеллектуальных функций соответствуют возрастной норме (ребенок хорошо понимает инструкции, охотно выполняет все задания). В поведении отмечается своеволие, капризность, настойчивость.

ЭЭГ: признаки обеднения корковой ритмики, десинхронизация и сглаженность зональных различий. Эпилептоидная активность не зарегистрирована. ЭНМГ: При накожном отведении биопотенциалов мышц верхних и нижних конечностей регистрируется кривая интерференционного типа с элементами залповой активности, в нижних конечностях амплитуда кривой снижена. Показатели СПИэфф снижены по ntibialis, при относительно высоких показателях М-ответов.

ЗВП: зрительные ВП – регистрируются ранние и поздние компонены ответа, однако увеличены латентности Р3 с двух сторон симметрично, что свидетельствует о замедлении проведения зрительной неспецифической афферентации на периферическом уровне с двух сторон. Слуховые ВП: выделяются все основные компоненты ответа. Увеличены латентность 5 пика справа, межпиковые интервалы 3-5 и 1-5 слева и справа – признаки замедления внутристволового проведения слуховой афферентации на понто-мезэнцефальном и медулло-понто-мезэнцефальном уровне. Соматосенсорные ВП: При стимуляции правого срединного нерва увеличена латентность и снижена латентность коркового компонента. При стимуляции слева выделяются только периферический и шейный компоненты.

Рис. 12. Юля Е. Динамика показателей ВП на фоне лечения: слева – до лечения, справа – через 5 лет. Сверху вниз: зрительные ВП, коротколатентные слуховые ВП, соматосенсорные ВП с прравой руки.

После 4-го курса (3 года 6 мес.) отмечена положительная динамика в мелкой моторике, развитии экпрессивной речи и конструктивной деятельности. Уменьшилась диспраксия, улучшилась походка, уменьшилась рекурвация правого коленного сустава, улучшился захват предметов и увеличился объем движений в правой руке, улучшилась моторика правой кисти, увеличился активный и пассивный словарный запас, говорит развернутыми фразами, поддерживает диалог со взрослыми, пересказывает сказки, понимает смысл последовательных картинок и составляет рассказ по ним. Появился простой рисунок, может изобразить человека, собирает доски Сегена, пирамидки, строит из кубиков, знает цвета и формы, считает до 10, знает буквы.

ЭЭГ – отмечается улучшение параметров корковой ритмики, в виде увеличения реактивности биопотенциалов и увеличения индекса частот; ЭНМГ – увеличились СПИэфф. по нервам ног; ЗВП – улучшилось проведение неспецифической зрительной афферентации, укоротились латентности Р3 с двух сторон; СВП – улучшилось проведение слуховой афферентации по стволу слева; ССВП – появился корковый пик при стимуляции слева, увеличилась амплитуда периферического компонента справа.

В 7 лет отмечается выраженная положительная динамика в двигательном, интеллектуальном, речевом развитии. уменьшилась диспраксия, значительно улучшилась походка, лучше опора на правую стопу, может подпрыгнуть 1 раз на правой ноге, улучшилась тонкая моторика правой кисти. Улучшилась концентрация внимания, память, общение со взрослыми и сверстниками. Учится писать левой рукой, считает, улучшилось звукопроизношение, артикуляционная моторика. Улучшилась графическая деятельность (рисунок сюжетный, пространственное расположение на листе не нарушено). Сформировано наглядно-действенное, наглядно-образное формирование словесно-логического типа мышления. Улучшилась концентрация и распределение внимания (рис. 11).

Нейропсихологическое обследование: положительная динамика в показателях пространственного праксиса (нарушений зрительно-пространственной организации движений не выявлено); кинестетического праксиса (пробы Хеда выполняет правильно, хотя сохраняются нарушения в воспроизведении поз по заданному образцу на другой руке – отстает правая); слухомоторной координации (теряет структуру заданного акцентированного ритма, требуется неоднократное повторение, после заучивания выполняет правильно). Сохраняется локальная функциональная недостаточность в левой лобно-теменно-затылочной и в правой височной долях головного мозга, что выражается в тормозомости следов, в деавтоматизации и в слабости акустических следов.

ЭЭГ – улучшилась структурная и пространственная организация биоэлектрической активности мозга. ЭНМГ – увеличились амплитуды по нервам  ног. ЗВП – наросли амплитуды корковых пиков Р3 с двух сторон. СВП – улучшилось проведение слуховой афферентации на уровне среднего мозга. ССВП – отмечается положительная динамика в виде улучшения формы коркового ответа при стимуляции срединных нервов. ССВП при стимуляции большеберцовых нервов – стали выделяться все компоненты ответа, наросли амплитуды периферического ответа с двух сторон, однако, латентности корковых пиков и время центрального соматосенсорного проведения увеличены, амплитуды пиков поясничного коркового ответа снижены (рис. 12).

Софья С. прошла 9 курсов терапии. Диагноз: Последствия внутриутробного и перинатального поражения ЦНС. МРТ: Перивентрикулярная энцефалопатия с гипоплазией коры, червя мозжечка, ствола мозга, аплазия мозолистого тела, вентрикуломегалия с формированием порэнцефалической кисты справа (рис. 14). Энцефаломиелодисплазия. Нарушение двигательного, перцептивного, психоречевого развития. ДЦП, спастический тетрапарез. Врожденная оперированная ретинопатия OU. Глаукома OS. Послеоперационная микрофтальмия правого глаза. Частичная атрофия зрительных нервов. Гипертензионно-гидроцефальный синдром. ЗПРР.

Рис. 13. Софья С. Развитие ребенка от первого до 9 курса лечения в НТЦ ПНИ.

Поступила на 1-й курс в возрасте 1 год 6 месяцев с жалобами на задержку двигательного перцептивного, психоречевого развития. Раннее развитие с задержкой: голову держит с 2 месяцев, сидит с 1 года 4 месяцев, самостоятельно не стоит, не ходит (рис. 13).

Из анамнеза: ребенок от 3 беременности, первых родов (I – мед.аборт, II – выкидыш на раннем этапе). Роды на 28 неделе, отслойка плаценты. ВПР 1130. Состояние после рождения тяжелое, асфиксия, реанимация, ИВЛ 18 суток. В возрасте 2-х месяцев вывлена ретинопатия 3-ей степени правого глаза и 2-ой степени левого, глаукома (оперирована). Проведены повторные лазеркоагуляции сетчатки обоих глаз. частичная атрофия зрительных нервов. Находится под постоянным наблюдением окулиста. В неврологическом статусе: Псевдобульбарный синдром, гипертонус трапециевидных мышц, S>D. Мышечный тонус повышен по спастическому типу в плечевом, тазовом поясе, сгибателях верхних и нижних конечностей, S>D. Патологические стопные рефлексы.

ЭЭГ: выраженные диффузные изменения в виде дисфункции биоэлектроактивности мозга по органическому типу, зональные различия отсутствуют. Эпилептоидная активность не зарегистрирована. ЭНМГ: при глобальной ЭМГ – кривая интерференционного типа, элементы залповой активности, амплитуда снижена больше в нижних конечностях. Отмечается снижение показателей СПИэфф по нервам рук и ног.

Рис. 14. Софья С. МРТ головного мозга до  и после лечения. Перивентрикулярная энцефалопатия с гипоплазией коры, червя мозжечка, ствола мозга, аплазия мозолистого тела, вентрикуломегалия с формированием порэнцефалической кисты справа. МРТ головного мозга через три года на фоне лечения без улучшения.

ЗВП: форма ответа неправильная, регистрируются в основном только ранние компоненты ответа. Латентности корковых пиков увеличены с двух сторон. СВП: увеличены время центрального соматосенсорного проведения, латентности всех компонентов (кроме 1 пика) с двух сторон. Снижена амплитуда 3 и 5 пика с двух сторон. ССВП: при стимуляции срединных нервов выделяются периферические и шейные компоненты с двух сторон. Корковые ответы не выделяются.

При поступлении на 9-й курс в возрасте 4 года 9 месяцев отмечается выраженная положительная динамика в двигательном, интеллектуальном, речевом, перцептивном развитии: улучшилась вертикализация, походка, при ходьбе стала более устойчива, меньше подволакивает левую ногу. Посещает детский сад, улучшилась концентрация внимания, стала усидчивее, лучше занимается с психологом, проявляет интерес к занятиям. Улучшилось зрительное восприятие, стала узнавать наложенные, перечеркнутые и черно-белые изображения. самостоятельно заполняет простые доски Сегена, выполняет тесты на обобщение и исключение предметов (тест 4-й лишний), отгадывает простые загадки, знает порядковый счет до 10, алфавит (не полностью). Увеличился активный и пассивный словарный запас, слушает простые рассказы. осуществляет пересказ по наводящим вопросам, в речи – развернутые предложения.

Игровая деятельность с игровыми элементами. В достаточной мере развито самообслуживание (рис. 13).

Рис. 15. Софья С. Динамика показателей ВП на фоне лечения: слева – до лечения, справа – через 3 года. Сверху вниз: зрительные ВП, коротколатентные слуховые ВП, соматосенсорные ВП с рук (справа и слева).

ЭЭГ: нарастание структурной и пространственной организации; ЭНМГ: увеличились амплитуды и СПИэфф по нервам рук и ног. ЗВП: укоротились латентности Р3 с двух сторон. СВП: улучшилась форма ответа, улучшилось проведение слуховой афферентации на уровне среднего мозга. ССВП: появился корковый ответ при стимуляции левого срединного нерва, наросли амплитуды периферических пиков (рис. 15, 16).

Рис. 16. Софья С. Динамика показателей ВП на фоне лечения: слева – до лечения, справа – через 3 года. Соматосенсорные ВП с правой и левой руки.  

Таким образом, можно констатировать: реальные возможности реабилитационной терапии при нарушениях нервно-психического развития существенно выше обычно ожидаемых. В основе улучшения в состоянии детей лежит сохраняющаяся способность пораженного или аномально развитого мозга к «дозреванию», репаративной регенерации, гибкой перестройке, обеспечивающая неизбежное формирование запрограммированных функций или в нормативном, или суррогатном, компенсаторном варианте. проводимая в Центре реабилитационная терапия как бы формирует внештатный критический период развития.

 

Оглавление

Альманах "Исцеление" Методы Родителям Результаты Контакты